Сангина
САНГИНА(франц. sanguine, от лат. sanguineus – кроваво-красный) - это мелки, четырехгранные или круглые, различных красно-коричневых тонов. Их сейчас изготовляют из каолина и окиси железа, а раньше, говорят, был природный "красный мел", разных оттенков, похожих по цвету на запекшуюся кровь. Поэтому художники и назвали ее "сангиной", то есть "кровавой". Это название прижилось и существует уже больше пятисот лет.
Технику сангины, которая позволяет создавать мягкую штриховку и растушёвку, начали использовать в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти, Тициан) и продолжают применять в наши дни. Особенно широко сангина была распространена в XVII-XVIII вв. в рисунках с натуры (Рубенс, Ватто, Фрагонар, Шарден).
Техника работы в этом материале характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами. Наиболее часто используется сангина тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному. Рисунки сангиной обычно очень живописны.
Сангину очень часто сочетают с черным (итальянским, французским) карандашом. На белой бумаге сочетание данных материалов дает тона, близкие к тону тела. Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование работам. В работе с рыжими мелками хорошо сочетается белый пастельный мелок.
Для работ выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж – сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.