Объемная композиция
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты - высоту, ширину и глубину, то есть параметры, характеризующие объем вообще, как в скульптуре. Ее можно рассмотреть со всех сторон и оценить, как были решены задачи пространственные, художественные и цветовые. Выполняются эти композиции из плотной бумаги с помощью ножниц, клея и... фантазии.
Рассматривая произведения объемных композиций можно представлять архитектурные сооружения, малые архитектурные формы, скульптуры, мелкие пластические объекты. Интересно придумать самим площадку для игр, или большую площадь с необычными высотными домами и башнями, или абстрактную скульптуру для парков и скверов.
Объем – первичная форма, с которой начал свою строительную и эстетическую деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена важные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, размещенные в пространстве. Объем – одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П.Сезанн (1839–1906) говорил, что «все в природе предстает перед нами как цилиндр, конус или сфера».
На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными. А что бы их лучше понять и усвоить законы гармонии в равновесии, в ритме, в цвете необходимо попробовать сделать что-то самому и посмотреть что получилось.
Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень важно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Цвета бывают отступающими и выступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически вы создали выпуклость на объеме, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему вы зрительно «вдавили» выступающую часть, а не выявили. Или наоборот: пластически вы создали углубление или отверстие, но за счет окраски его желтым или оранжевым по отношению к темному и холодному решению объема такой акцент обесценит богатую по пластике форму. Поэтому применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять идею решения.
Эти занятия ставят перед ребятами задачи связанные с архитектурой и дизайном. Мое архитектурное образование продиктовало направление этих занятий.