Роспись по дереву
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ в нашем сознании ассоциируется с народными промыслами. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связаны с центрами русской народной живописи. До сих пор традиционная роспись, иногда в немного модифицированном виде, все равно вызывает интерес. В наше время роспись по дереву - это занятие по большей части для души. В суете городского быта хочется найти время и желание испытать радость простых бытовых изделий украшенных собственными руками. Изучая декоративно-прикладное искусство ребята соединяют изучение техники письма с художественной фантазией, создают не просто полезные, но и красивые изделия.
Моя задача состоит в том, чтобы донести до ребят секреты письма народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления традиционных художественных промыслов, подарить радость творчества, научить красивому и правильному письму.
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - самое любимое занятие в нашей студии. Это самая яркая часть нашей программы. Здесь полезные в быту предметы дополняет красота. Как никакое другое искусство, народное умеет создавать праздничную радость.
ХОХЛОМСКОЙ промысел свое название получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии. Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке. В ХОХЛОМСКОЙ росписи встречаются изображения цветов и других растений русских лесов и лугов, а также изображения птиц и рыб. Типичным рисунком можно назвать травянистые узоры, в которых тонкие завитки и листики сочетаются с разного вида ягодами. Среди характерных цветов хохломы — красный, черный, золотой и иногда зеленый. А есть Семеновская хохлома черно-золотая.
МЕЗЕНСКАЯ роспись самая лаконичная по цвету - красный (сурик) и черный. А образы ее самые абстрактные и орнаментальные - напоминают наскальные пещерные росписи древнейшего мира. Мезенская роспись по де?реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Но еще фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета, выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Красоту ее и глубину этой росписи мне открыли ребята. Посмотрите наши работы и, наверное, вы меня поймете.
ПЕРМОГОРСКАЯ роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основной цвет красный (темно-вишневый), ему сопутствуют зеленый и желтый (охра), а напоминают они древнерусскую книжную миниатюру. Сначала доски грунтуют, затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносят контуры рисунка, раскрашивют, а поверху пером наводят черной краской контур и олифят.
Роспись ПОЛХОВСКИЙ МАЙДАН тоже графическая, но использует все цвета. Она как бы кусочек праздничного базара. Чего здесь только нет: самовары с букетами цветов на крутых боках, чашки, подстаканники. Наборы тарелок, декоративные панно. Особенно много грибов, коробок всевозможных форм и размеров. Многообразием сюжета удивляют расписные деревянные яйца, петушки, утки, голуби, белые лебеди, целые птичьи семейства, красующиеся под раскидистыми деревьями. Образ матрешки, которую делают в Полховском Майдане, отличается от всех известных. Она удивляет яркостью наряда.
Село Полховский Майдан расположено в юго-восточной части Горьковской области.
ГОРОДЕ?ЦКАЯ РО?СПИСЬ по дереву тоже традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. Это фантастические цветы купавки и розаны, жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненные свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Ими украшали прялки, мебель, ставни, двери. Роспись эта самая узнаваемая даже непосвященными.
ГЖЕЛЬСКАЯ роспись красива своей лаконичностью в цвете - только синий и белила. Однако, контрастность и тонкая красота разбеливания синих и голубых оттенков делают ее нарядной и праздничной, но и сложной по технике письма. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, расположена примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром. Но красота и цветовая нарядность привлекли сейчас и расписчиков по дереву. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Со всеми росписями, о которых я рассказала, можно познакомиться в нашей деревянной коллекции.