Монотипия
Монотипия (от моно - один и греч. "типос" — отпечаток) это вид печатной графики, то есть единственное изображение, полученное способом отпечатка. Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Изобретение такого способа печати приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (XVII век).
Монотипию изготавливают так: на стекло, наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к стеклу. На бумаге образуется оттиск, зачастую с необычными узорами и красивой расцветкой. Оригинальность рисунка в том, что он получается случайно и не может быть повторен художником. Эту технику использовали Рембрандт, Блейк, Дега, Гоген, Писсаро, Пикассо, Матисс.
В этой технике используется эффект "сплющивания" краски в разных вариациях. Монотипия дает возможность поиска нового изобразительного языка. В этом способе лежит возможность бесконечных поисков.
Монотипию часто называют графической техникой. Но мне кажется точнее дать ей серединное положение между живописью и графикой. В любой момент ее можно назвать графической живописью. Или живописной графикой. Благодаря своей живописной подвижности и графической изысканности, своей искренности и деликатности, монотипия становится популярным видом изображения. У этой техники есть несколько разновидностей, отличающихся способами печати и некоторыми техническими особенностями. Монотипии бывают сухие и по мокрой или непросохшей краске, акватипии, диатипии, стохатипии.
В этом разделе находятся "сухие монотипии". Дети не успевают быстро выполнить гуашью рисунок и он высыхает на стекле или на пластине. Тогда бумага увлажняется и накладывается на просохший рисунок. Отпечатки получаются фактурными, графичными и не менее интересными.
Об остальных монотипиях я расскажу в соответствующих разделах.